• +7 (47344) 3-85-31
Перелешино, 50 лет Октября ул, 56

Профориентация

         

                                                             В жизни каждого человека наступает 

                                                              время, когда он должен сделать выбор:

                                                              или он будет заниматься тем,

                                                              к чему лежит его душа,

                                                              или позволит решать за себя другим.
                                                                                                      Крис Уайднер

 

  Профориентация — это помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение — это следствие личностного самоопределения. Это длительный, сложный, иногда тяжело проходящий процесс. Он растянут во времени. Ведь невозможно познать всего себя за один день или одну неделю. Для этого нужен непрерывный системный подход, начало которого лежит ещё в раннем возрасте.

        Ещё в начальных классах осуществляется знакомство с особенностями разных профессий. Это часто происходит в игровой форме. У детей уже появляются первые симпатии по отношению к той или иной профессии.   

Учителя начальных классов стараются проводить такие мероприятия систематически. Удачная находка – сотрудничество с родителями. Они приглашаются для рассказа ребятам о своей работе. 

       В среднем звене подход к теме профориентации усложняется, и к работе классного руководителя добавляется психологическое сопровождение. Педагог-психолог проводит диагностику на выявление профессиональных склонностей подростков. Обычно, это несложные анкеты или тесты, которые не требуют длительной обработки результатов. Также,  психолог проводит тренинговые занятия «Кем быть?», «Мир профессий», «Моя профессиональная мечта», на которых дети проговаривают свои профессиональные предпочтения, анализируют их, делают выводы. Также периодически проводятся встречи с представителями разных профессий и экскурсии на различные предприятия района и области.

     Основная профориентационная работа проводится, конечно, с учащимися 9-11 классов, которые уже почти готовы вступить во взрослую жизнь. На этом этапе перечень мероприятий значительно расширяется. Это уже более сложная и углубленная профдиагностика, с помощью которой психолог определяет прогноз самоопределения, отношений, успешности. Для 9 класса: тест «Карта интересов», тест «Склонности», анкета «Выбор», для 10 класса: тест Айзенка «Темперамент», методика Металиной Т. В., опросник К. Леонгарда и описание по Личко, для 11 класса: методики «Ранговая позиция» и «Отождествление» и другие.

   Важное место в системе школьной профориентации занимают тренинговые занятия «Уверенность», «Познавая себя и окружающих», «Мои профессиональные намерения», «Как устроиться на работу», деловые и ролевые игры «Кадровый вопрос», «Все работы хороши…», «Перспектива», «Лабиринт выбора» и другие.

    Одной из форм профориентации является сотрудничество с ВУЗами, представители которых при встрече с школьниками  знакомят ребят с их потенциальным будущим. Это помогает ученикам осознать всю важность решения о профессиональном выборе, настраивает их на учёбу в техникуме или ВУЗе, помогает им более ярко представить особенности студенческой жизни. На этом этапе многие ребята определяются с будущим местом учёбы.

Нельзя не сказать о важности знакомства с рабочими специальностями. Хоть сегодня дети в основном нацелены на ВУЗы, не у всех получится осуществить свои мечты. Ребята должны знать о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда.

    Особенно любимы старшеклассниками встречи с выпускниками нашей школы, которые либо ещё являются студентами колледжей, техникумов или ВУЗов, либо уже работают по полученной специальности. Такие встречи всегда проходят очень оживлённо, интересно и поучительно.

      Профориентация в школе может сказаться на дальнейшей судьбе школьника. Поэтому, мы стараемся помочь каждому ученику сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше возможностей